Nata согласен с вами, но всё же, некоторые наши спортсмены за тройными вынуждены были ездить в Россию или Европу, а некоторые, вообще, однажды попав на сборы где нибудь в Европе, и вдруг запрыгавши за две недели те прыжки, которые, будучи у некоторых из вышеперечисленных тренеров, не давались годами, – бросали спорт, понимая какая тут пропасть.
Я никоим образом не хочу приуменьшить заслуги наших тренеров, и вы правы – тройные иногда у нас ставят. Вопрос в том – какой ценой и насколько эффективно. Если бы всё было так хорошо, не приходилось бы нашим сборникам ездить в другие страны за тройными, правда?
Тут же важно не только "кому поставили", но и "кому и не поставили" или "кому поставили, но плохо и так, что уже не переучишь". Плюс, то что спортсмен занимается у тренера, не означает автоматически, что этот тренер поставил спортсмену прыжки – хотя очень часто все так и думают, не зная подробностей. Возможно этот тренер свозил спортсмена на сборы к условному Мишину, и там спортсмен запрыгал? Статистики по этим вопросам, разумеется, нет, но на моей памяти это более чем насущные проблемы.
Нет способа измерить – какова доля именно тренера в успехе освоения тройных, а какова доля спортсмена. (Технически, тройные можно запрыгать и тренируясь с родителями и изучая технику по видео и книжкам – Чемпионат Японии каждый год такими примерами пестрит). Если спортсмен запрыгал хорошо 3-й тулуп, но 2 года бьется с тройным лутцем – это потому что ему в детстве уже неправильно технику двойных на лутце поставили, или потому что тренер не знает специфики именно тройного лутца? А если поставил 3 риттбергер и сальхов, но не поставил 3флип и 3лутц – это тренер "может ставить тройные" или ещё нет? Понимаете о чём я?
Для меня главный индикатор тут в том, что нет стабильного процесса:
- постановки хороших тройных на потоке – не одному или двум спортсменам, а многим и регулярно. Регулярность тут важный аспект, потому что позволяет отвечать на вопросы выше – фактор спортсмена и случайности тут размазывается статистически, когда есть регулярный результат с разными спортсменами.
- обучения этим процессам – я не видел у нас каких-либо движений в сторону передачи знаний, семинаров для молодых тренеров, постоянному процессу повышения квалификации и т.д. (хотя, признаюсь, я могу многого не знать, что происходит или нет, посколько об этом никто не рассказывает и не пишет) Я хочу чтобы любой спортсмен, который решил стать тренером знал, что есть путь, есть дорожка – пусть и непростая, по которой он/а может идти и осваивать работу тренера, а не тренировать методом "я и так всё знаю" или "ну будем пробовать, как пойдет – я же прыгал/а тройные, значить и научить смогу".
Вот вы говорите про "систему подготовки спортсменов", а я пытаюсь больше сместить акцент на "систему подготовки тренеров" - пока её нет, не будет и системы подготовки спортсменов.